Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 22» города Брянска
Краткое наименование
МБОУ СОШ № 22 г.Брянска
241024. город Брянск,
ул. Делегатская, д. 76
Контактные телефоны:
8(4832) 57-09-06 - директор,
8(4832) 57-16-65 – учительская,
E-mail: sch22-br@yandex.ru
Режим работы:
Понедельник - Пятница | с 8.00 до 18.00 |
Суббота | с 8.00 до 15.00 |
План работы педагога психолога
Программа профилактика суицида
Твоя психологическая безопасность
Памятка родителям по предупреждению детской агрессивности
Советы родителям будущих первоклассников
Памятка для родителей детей, попавших в трудную жизненную ситуацию
Переход из начального в среднее звено – интересный и сложный период из жизни школьника. С одной стороны, переход в среднее звено совпадает с концом детства - достаточно стабильным периодом развития, что создаёт благоприятные условия для адаптации школьника к обучению в средних классах. Как показывает практика, большинство детей переживает этот переход как важный шаг в их жизни. Они гордятся тем, что «уже не маленькие». С другой стороны, переход из начальной школы в среднюю связан с возрастанием нагрузки на психику ученика. Психологические и психофизиологические исследования свидетельствуют, что в начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе.
Резкое изменение условий обучения, разнообразное и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней - всё это является довольно серьёзным испытанием для психики школьника. Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что этот период неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Дети могут стать более тревожными, робкими или напротив - «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У некоторых может снижаться работоспособность. Они могут стать забывчивыми, неорганизованными; иногда нарушается сон, аппетит… Исследовательские данные свидетельствуют о том, что подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70-80% школьников. У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 3-4 недели после начала учёбы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2-3 месяца и даже более.
Школьная адаптация – это процесс формирования механизма приспособления ребёнка к требованиям и условиям обучения. Её результатом может стать как адаптированность, обеспечивающая успешность последующей учебной деятельности, так и дезадаптированность (нарушение учёбы и поведения, конфликтные отношения, повышенный уровень тревожности, искажения в личностном развития). То, что принесёт ребёнку этот период, во многом будет зависеть от классного руководителя, учителей и, конечно, родителей. Несложные рекомендации по содействию учащимся в период их адаптации к средней школе могут пригодиться родителям.
Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.
1. Первое условие школьного успеха пятиклассника - безусловное принятие ребёнка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
2. Интересуйтесь школьными делами своего ребёнка. Выбирайте время, свободное от домашних дел, и беседуйте с ребёнком о школе.
3. Постарайтесь понять, с какими трудностями сталкивается ребёнок при переходе из начальной школы в среднюю. Не отказывайте ребёнку в помощи при выполнении домашнего задания, мотивируя отказ тем, что он уже вырос. Помогите ему найти ответы на вопросы самостоятельно, а не подсказывайте их.
4. Научите ребёнка организовывать свой труд (планировать выполнение домашнего задания, готовить рабочее место, собирать всё необходимое для школы).
5. Помогите ребёнку выучить Ф.И.О. новых учителей и классного руководителя. Познакомьтесь с ними лично, установите контакт.
6. Регулярно беседуйте с учителями Вашего ребёнка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.
7. Для пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребёнком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя.
8. Пятикласснику учёба сама по себе уже не так интересна, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей. Приглашайте в свой дом друзей, товарищей из класса Вашего ребёнка.
9. Важно, чтобы у ребёнка была возможность обсудить свои школьные дела, учёбу и отношения с друзьями в семье, с родителями.
10. Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребёнка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несёт ответственность.
11. Обеспечьте соблюдение ребёнком оптимального для его возраста режима дня.
12. Создайте необходимые условия для полноценного отдыха ребёнка в свободное от учёбы время (посещение бассейна, спортивных площадок, занятие танцами, прогулки на свежем воздухе и т. д.).
13. Верьте в своего ребёнка, опираясь не его реальные возможности. Радуйтесь достижениям своего ребёнка. Не позволяйте себе сравнивать его с другими детьми, давайте оценку не самому ребёнку, а его поступкам.
14. Основными помощниками родителей в сложный период адаптации являются терпение, внимание и понимание. Постарайтесь обеспечить ребёнку эмоциональный комфорт, чтобы он постоянно ощущал поддержку и помощь с Вашей стороны.
1. Не ругайте своего ребёнка за плохую отметку. Ему очень хочется быть в Ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребёнок начинает врать и изворачиваться, чтобы соответствовать Вашим ожиданиям.
2. Сочувствуйте своему ребёнку, если он долго трудился, но результат его труда невысок. Объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания, которые он сможет приобрести в результате ежедневного упорного труда.
3. Не заставляйте своего ребёнка вымаливать себе оценку в конце четверти ради Вашего душевного спокойствия.
4. Не учите своего ребёнка ловчить, унижаться и приспосабливаться ради положительного результата в виде высокой отметки.
Начало учёбы в школе – переломный момент в жизни каждого ребёнка. С поступлением в школу начинается очень сложный период адаптации (привыкания), который может длиться от нескольких недель до полугода. Именно в первые месяцы пребывания ребёнка в школе начинают формироваться его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, учебные установки, которые в существенной мере определят в дальнейшем успешность его школьного обучения. То, по какому пути пойдёт развитие школьника в ближайшие годы, будет ли в период адаптации заложена основа дальнейшего успешного обучения, или с приходом в школу ребёнок попадёт в чужой, непонятный, враждебный ему школьный мир, во многом зависит от взрослых. Именно в этот период требуется максимальное участие родителей в жизни ребёнка.
1. Поддержите в ребёнке стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьёзное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности. Если ребёнок увидит Ваш интерес к его делам и заботам, он почувствует поддержку, которая так нужна ему сейчас.
2. Обсудите с ребёнком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
3. Помогите ребёнку привыкнуть к новому школьному режиму. Он привыкает к школе не только психологически, но и физически. С началом школьного обучения резко увеличивается нагрузка на нервную систему, позвоночник, слух, зрение. Ребёнок должен иметь полноценный сон и питание, прогулки, посильную физическую нагрузку (например, интересную для него домашнюю работу), а также отдых и свободное время. Постарайтесь выделить ребёнку в доме его личную территорию – свою комнату или, хотя бы, свой уголок, где он хозяин. Первокласснику необходимо личное время, когда он может заниматься тем, чем хочется именно ему.
4. С пониманием относитесь к тому, что у Вашего ребёнка что-то не будет получаться сразу, невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребёнка страх перед ошибкой. Чувство страха - плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться и радость познания. Хорошо, если ребёнок в трудный первый год учёбы будет ощущать поддержку. Ваша вера в успех, спокойное, ровное отношение помогут ребёнку справиться со всеми трудностями.
5. Поддержите Вашего первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Похвала (основное поощрение для ребёнка), эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека. Не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми, сравнивайте предыдущие достижения с сегодняшними. Например: «Ты сегодня написал намного аккуратнее, чем вчера». Предоставьте ребёнку возможность самому оценить свою работу.
6. Помогайте ребёнку устанавливать отношения со сверстниками и чувствовать себя уверенно. Особенно это важно для детей, не посещавших детский сад. Объясняйте правила общения со сверстниками, учите помогать друзьям. Хвалите его за общительность, радуйтесь школьным знакомствам, учите дружить.
7. Не предъявляйте к ребёнку завышенных требований. Завышенные ожидания родителей являются источником повышенной тревожности и для ребёнка, и для самих родителей. Попробуйте проанализировать свои требования к ребёнку и понять, что для Вас важнее: отличные оценки или здоровье и хорошее настроение ребёнка, Ваши доверительные с ним отношения.
8. С поступлением в школу в жизни Вашего ребёнка появился человек более авторитетный, чем Вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге. Ваше положительное отношение к школе и учителю упростит ребёнку период адаптации. И наоборот, негативные или неуважительные высказывания о школе и педагоге «в семейном кругу» значительно усложнят адаптационный период, подорвут спокойствие ребёнка и уверенность в заботе и согласии между важными для него взрослыми людьми.
9. Учение - это нелёгкий и ответственный труд. Начало школьной жизни считается тяжёлым стрессом для 6-7-летних детей. Никогда не отправляйте ребёнка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Если малыш не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем. Поэтому, если занятия музыкой и спортом кажутся Вам необходимой частью воспитания Вашего ребёнка, начните их за год до начала учёбы или со второго класса.
10. Мудрое отношение родителей к школьным результатам исключит большую часть возможных неприятностей ребенка. Безусловно, школьные успехи важны, но это не вся жизнь Вашего ребёнка. Хвалите его за успехи, помогайте справляться со сложными ситуациями, учите адекватно оценивать себя и свою работу. Показывайте ребёнку, что его любят таким, каков он есть, вне зависимости от его достижений. Помните: ребёнок относится к себе так, как относятся к нему взрослые.
11. Не пропускайте трудности, возникающие у ребёнка на начальном этапе обучения. Если Вас что-то беспокоит в поведении ребёнка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.